Представление инновационного педагогического опыта

Учителя начальных классов МОУ " Лицей № 43" го Саранск
Быковой Ларисы Владимировны:
Проектно - исследовательская деятельность как средство познавательной активности учащихся
« Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
Бернард Шоу
    Любой человек в современном обществе - это человек, не столько вооружённый знаниями, а сколько умеющий добывать знания и применять их на практике. Одной из задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка,  формирования активной жизненной позиции.Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно - исследовательская деятельность.
      1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.
  Цель образования, согласно федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. У каждого ребёнка есть способности и талант. Дети от природы любознательны и полны желания учится, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.   Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательская деятельность - одна из важнейших источников получения ребёнком представления  о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Это очень актуально для развития современного общества, которое требует от человека способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Перед нами стоит задача – научить ученика самостоятельно учиться, выражать и отстаивать собственную точку зрения, владеющего критическим мышлением и творческими способами преобразования информации. Воплощению этой идеи помогает метод исследования, направленный на формирование творческой личности и развитие познавательной активности.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
"Человек рождён для мысли и действия", говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. 
Дети - прирожденные исследователи. Только нужно увлечь их. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования. Ребёнок выполняет ту работу, которая ему нравится, интересна и доставляет ему удовольствие.  И я стараюсь создать благоприятные условия для развития творческой личности. В проектно- исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.
В последние годы в образовательных учреждениях уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
И наш лицей не стал исключением. Ежегодно проходит научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017» (год прохождения конференции). Необходимые условия для работы - это готовность лицея  и руководителя к этому виду деятельности, желание и готовность учителей руководить этим видом работы.
Учитель на себя берёт функцию -  руководителя научно-исследовательской деятельности. В своей работе руководствовалась следующими принципами: последовательности, где предполагается  учитывать как определение  тематики, так и возраст ученика.
Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие научных руководителей, разнообразие творческих коллективов.
Интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются  на уроках и содействуют повышению  эффективности образовательного процесса.
Принцип партнёрства, то есть содружества и сотворчества учителей, учащихся, родителей.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:  
- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.
- значимость предполагаемых результатов.
- применение исследовательских методов при проектировании.
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования, но  всё-таки возможно.
 При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Формирование    исследовательских умений возможно при проведении исследовательской работы в два этапа:  теоретический, практический.
Основная деятельность принадлежит на первом этапе мне - учителю, я являюсь помощником, соратником в поисках истины и овладения мастерством, приобщаю учеников к предмету.
Второй этап является продолжением первого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования, формируют и закрепляют данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера я обращаю именно на это внимание.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Развивается, помимо логики и мышления, культура речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность, помогают советом, информацией, участвуют на разных  этапах проектной деятельности.
Навыки и умения, приобретаемые в процессе проектной деятельности:
- интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
 - творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
 - коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение излагать свою мысль);
- методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).   
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
-по доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательские (включает  в себя: обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.)
- информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы)
- творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)
- по количеству учащихся:
 индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения:  урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (один учебный предмет), межпредметные, свободные;
- по продолжительности: краткосрочные(1-2урока), средней (до 1 месяца), долгосрочные.
Формы работы
на уроке: наблюдение,  сбор информации, реферат, проведение наблюдений, постановка опыта, презентация работы, защита проекта, самостоятельная работа с книгой, публичное выступление, обработка собранной информации,  творческие работы.
внеурочная деятельность: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов к анкете, самостоятельное знакомство и осмысление информации, создание фотоальбома, публичное представление работы, классные часы с использованием проектной деятельности, творческие работы.
Формами отчётности проектно- исследовательской деятельности : доклады, видеофильмы, выставка, презентации, плакат, участие в конкурсах, игры, фоторепортажи, макет, стендовые отчёты
Этапы работы над проектом.
Выбор темы: с помощью учителя, самостоятельно
Распределение обязанностей: в парах, в группах
Детальная разработка проблемы: разбиение проектов на подпроекты и определение целей подпроектов
Поиск информации по проблеме: анкета,  библиотека, интернет
Оформление проекта: на бумажном носители, на компьютерном носителе
Презентация проекта: защита проекта, оценивание проекта.

3 Теоретическое  обоснование опыта
  Теоретической основой исследования являются идеи философа - прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересами потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности  и способности, а не руководствуясь какими-то "научными" представлениями, требованиями общества или государства о необходимости тех или иных знаний в развитии тех или иных мыслительных способностей.
  Обучение справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. В центре содержания образования должен стоять не "всезнающий взрослый", а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.
Последователь джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую - либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь в практическую деятельность,  они овладевали новыми знаниями.  Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Проектом является любая деятельность, выполненная "от всего сердца", с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.
 Метод проектов в разработках М.В.Крупениной, преподносится как метод, комплексно  реализующей ряд педагогических принципов - самодеятельность,  сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса, с окружающей средой.
     "Метод проектов" приобрёл известность в в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н.Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно  идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко.
      Метод проектов- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение  и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Е.С.Палат даёт следующее определение "проекта" как метода и как педагогической технологии: "В основу метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления" Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, "то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути". Теоретической базой является труды Александра Ильича Савенкова. Основы исследовательской деятельности изложены в работах классиков педагогов Я.А. Каменсгого, И. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо.
Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно- ориентированного и деятельного подхода в образовании были актуальны и значимы для педагогики почти век назад.

4 Ведущая педагогическая  идея.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектно-исследовательская деятельность обучающихся и педагога на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Для этого учитель должен организовать на уроке все виды учебно- познавательной деятельности. Необходимо чтобы она соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен, чтобы в результате деятельности ученик самостоятельно приходил к каким – либо выводам, сам для себя созидал знания. Самостоятельное открытие доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно к самому процессу познания - познавательный интерес.

5. Результативность опыта
Интерес к проектно- исследовательской деятельности, сформированный в начальной школе у моих воспитанников, не угасает и после выхода из начальной ступени обучения. Ученики с каждым годом подходят к данному виду работы более ответственно. У них появляется самостоятельные навыки и умения. Учитель лишь только направляет учебно-познавательную  деятельность ребёнка в нужное образовательное русло.
Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое.
Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов в классе, где я работаю.
Учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по предметам от 50% до 100%. Мои ученики – участники, призёры  и победители школьных, муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсов. 
Участие на уровне образовательной организации:
2011г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Рязанцева Алина - Диплом Iстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2011»
2011 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Лазарева Елизавета - Диплом IIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2011»
2014 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Костина Виктория - Диплом IIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2014»
2014 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Спирин Владимир - Диплом IIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2014»
2014 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Коняшкин Глеб - Диплом IIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2014»
2014 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Тумайкина Дарья - Диплом IIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2014»
2014 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Баклин Сергей - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2014»
2014 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Мукасеев Дмитрий - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2014»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Спирин Владимир - Диплом II степени   
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Баклин Сергей - Диплом IIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Баранникова Ангелина - Диплом IIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Тумайкина Дарья- Диплом III степени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Коняшкин  Глеб - Диплом III степени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Батяркина Ирина - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Мукасеев Дмитрий - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2015 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Шейкина Юлия - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2015»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Тумайкина Дарья- Диплом II степени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Коняшкин  Глеб - Диплом II степени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Спирин Владимир - Диплом II степени   
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Карабанов Андрей - Диплом II степени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Тоноян Артём - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Баранникова Ангелина - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Баклин Сергей - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Батяркина Ирина - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Багапов Глеб - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Костина Виктория - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Мукасеев Дмитрий - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2016 г. УЧАСТНИК, Готин Дмитрий - Диплом лауреата
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2016»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Симонова Яна - Диплом II степени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Бурканов Максим - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Мунибаев Ильнур - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Глухова Анастасия - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Шишуркин Максим - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Карабанов  Никита - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Мостовой Олег - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Новиков Владислав - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Финаев Кирилл - Диплом IIIстепени
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. УЧАСТНИК,  Клейменова Пелагея - Диплом лауреата
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»
2017 г. УЧАСТНИК,  Тумайкина Кристина - Диплом лауреата
Научно-практическая конференция юных исследователей «ЕсТеЛий-2017»

Муниципальный уровень:
2012г. ПОБЕДИТЕЛЬ, Школьники города – науке XXI века.
Рязанцева Алина – Диплом Победителя конкурса  проектов и
 научно - исследовательских работ учащихся,
 научно практическая конференция «Ярмарка идей»
2013 г. ПРИЗЁР,  Школьники города – науке XXI века.
Спирин Владимир – Диплом призёра конкурса  проектов и
 научно - исследовательских работ учащихся, 
научно практическая конференция «Ярмарка идей»

Республиканский уровень:
2014 г. ПОБЕДИТЕЛЬ,  Спирин Владимир - Диплом II степени
межрегионального конкурса проектов и исследовательских работ учащихся 
начальных классов «Юный исследователь», МГПИ  им. Евсевьева
2015 г. УЧАСТНИК, Баранникова Ангелина - Диплом участника
межрегионального конкурса проектов и исследовательских работ учащихся
 начальных классов «Юный исследователь», МГПИ  им. Евсевьева
2015 г. УЧАСТНИК, Спирин Владимир - Диплом участника
межрегионального конкурса проектов и исследовательских работ учащихся 
начальных классов «Юный исследователь», МГПИ  им. Евсевьева

Российский уровень:
2016 г. ПРИЗЁР, Богапов Глеб – Диплом призёра
всероссийского  конкурса  проектно – исследовательских работ  учащихся  
и студентов «Юный исследователь», МГПИ им. Евсевьева
2016 г. ПРИЗЁР, Спирин Владимир  – Диплом призёра
всероссийского  конкурса  проектно – исследовательских работ  учащихся  
и студентов «Юный исследователь», МГПИ им. Евсевьева
2016 г. ПРИЗЁР, Мукасеев Дмитрий – Диплом призёра
всероссийского  конкурса  проектно – исследовательских работ  учащихся 
 и студентов «Юный исследователь», МГПИ им. Евсевьева
2016 г. ПРИЗЁР, Карабанов Андрей – Диплом призёра
всероссийского  конкурса  проектно – исследовательских работ  учащихся 
 и студентов «Юный исследователь», МГПИ им. Евсевьева
2017 г. ПРИЗЁР, Симонова Яна – Диплом призёра
всероссийского  конкурса  проектно – исследовательских работ  учащихся 
 и студентов «Юный исследователь», МГПИ им. Евсевьева
2017 г. ПРИЗЁР, Финаев Кирилл – Диплом призёра
всероссийского  конкурса  проектно – исследовательских работ  учащихся  
и студентов «Юный исследователь», МГПИ им. Евсевьева
6.Возможность тиражирования.
     Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  
выступлениях на семинарах. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия,выступлениях на семинарах,заседаниях МО учителей школы.Для родителей провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельгость так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников. Мой опыт представлен на сайте МОУ "Лицей № 43".
http://lic43sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10816/185783/ - опыт работы на сайте МОУ"Лицея №43"
http://bykova43.blogspot.ru -личный блог
https://19kabinet.blogspot.ru - блог класса
http://nsportal.ru/bykova-larisa-vladimirovna-  социальная сеть работников  образования nsportal.ru

Список литературы:
1 Джон Дьюи (John Dewey).1859-1952. Школа и общество. Книга " The School and Society" была издана в 1899 г.
2 Ефремов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.
3  Игнатьева Б, Крупениной М. На путях к методу проектов. — М. : Работник просвещения, 1930
4 Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989.
5  Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
6 Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.
7 Якимова Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Комментариев нет:

Отправить комментарий